Что признается датой подписания документа в ЭДО?

Электронный документооборот

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 16.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного первичного учетного документа (ЭПУД), подписанного электронной подписью.

Статья 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» определяет следующие виды электронных подписей:
  • простая;

  • усиленная неквалифицированная;

  • усиленная квалифицированная.

Вид электронной подписи ЭПУД устанавливаются организацией, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи не предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. А виды электронной подписи ЭПУД, составляемые организацией совместно с другими участниками ЭДО, определяются по соглашению сторон - участников ЭДО (пп. "а" п. 2, п. 17 ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете", утв. Приказом Минфина России от 16.04.2021 N 62н).

В качестве даты составления первичного учетного документа указывается дата его подписания лицом (лицами), совершившим (совершившими) сделку, операцию и ответственным (ответственными) за ее оформление, либо лицом (лицами), ответственным (ответственными) за оформление совершившегося события. В случае отличия даты составления первичного учетного документа от даты совершения факта хозяйственной жизни, оформляемого этим первичным учетным документом, указывается также информация о дате совершения факта хозяйственной жизни (п. 8 ФСБУ 27/2021).

Дата подписании документа простой электронной подписью (ПЭП) и неквалифицированной электронной подписью (НЭП)

Необходимость указания даты подписания в оформляющей части формы электронного документа, подписанного КЭП и ПЭП, прямо установлена для унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений (п. п. 1, 5 Приложения N 5 к Приказу Минфина России от 15.04.2021 N 61н).

Положений о проставлении даты подписания электронного документа нет в Методических рекомендациях по порядку обмена электронными документами между хозяйствующими субъектами или физическими лицами от 17.06.2021 (утв. ФНС России).

В то же время есть реквизит 23 документа "Отметка об электронной подписи", который используется при визуализации электронного документа, подписанного электронной подписью, и включает фразу: "Документ подписан электронной подписью", номер сертификата ключа электронной подписи, фамилию, имя, отчество владельца сертификата, срок действия сертификата ключа электронной подписи. Такая отметка, как правило, оформляется для документов, подписанных усиленной электронной подписью, то есть НЭП и КЭП (ч. 1 ст. 5 Закона N 63-ФЗ, п. п. 4, 5.23 ГОСТ Р 7.0.97-2016, утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст, п. 4.23 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016, утв. ФБУ "ВНИИДАД").

Нормативные правовые акты не содержат запрета на дополнение отметки об электронной подписи таким реквизитом, как дата подписания ЭПУД.

Отметка об электронной подписи автоматически создается средствами информационной системы при открытии (визуализации) документа, подписанного любой электронной подписью, в интерфейсе информационной системы; при этом также отображаются дата и время формирования электронной подписи.

Таким образом, датой подписания ПЭП (НЭП) электронного документа является дата, указанная в визуальном отображении отметки об электронной подписи, автоматически создаваемом средствами информационной системы организации при открытии (визуализации) ЭПУД, подписанного ПЭП (НЭП), в интерфейсе информационной системы.