1 января 2019 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ, направленный на борьбу с контрафактом и постепенное введение системы маркировки товаров. Первые на очереди - табачная и обувная продукция.

Маркировка табака и обуви, Честный знак, Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ
Маркировка сигарет и папирос

Обязательная маркировка сигарет и папирос регламентирована Постановлением Правительства РФ № 224 от 28.02.2019г., до июля 2019г. в системе "Честный знак" должны зарегистрироваться:

  • производители;

  • импортеры;

  • розничные продавцы;

  • оптовые компании, закупающие продукцию напрямую у производителей и импортеров (остальным оптовикам дали отсрочку до июля 2020 года).

С 1 июля 2019 года запрещено производить, ввозить сигареты и папиросы без новой маркировки - уникального штрихкода в формате Data Matrix (покупается в системе "Честный знак", наносится на пачку и блок, внешне напоминает QR-код). Продавать немаркированные остатки можно до июля 2020 года.

Поставка маркированных товаров от производителя или импортера к организации, которая занимается оптовой торговлей, осуществляется только через электронные УПД. В них должны быть указаны коды маркировки. Другие поставки переведут на электронные УПД к 1 июля 2020 года.

УПД нужно подписывать усиленной электронной подписью. Это может быть та же подпись, которая используется для сдачи налоговой отчетности.

Розничным продавцам нужно заключить допсоглашение с оператором фискальных данных (ОФД) о передаче информации в систему маркировки, подключить к кассе 2D-сканер, обновить учетную программу и прошивку кассы. При продаже нужно отсканировать штрихкод с каждой маркированной пачки или блока. Касса должна передать ОФД информацию о том, что в чеке содержится маркированная продукция.

Маркировка обуви

Маркировка коснется обувных товаров перечисленных в п.9 Перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018г. №792-р).

Не подлежит маркировке:

  • обувь, которая продается в магазинах duty free;

  • обувь, которую розничному продавцу вернули покупатели (при хранении и транспортировке такой обуви);

  • обувь, которая хранится у производителя;

  • обувь, которая произведена в целях вывоза в государства ЕАЭС (пока не введут обязательную маркировку на территории всего союза или хотя бы в двух государствах - членах ЕАЭС).

Полный перечень исключений вы найдете в п. 4 правил маркировки обувных товаров, утвержденных Постановление Правительства РФ от 05.07.2019г. №860.

Не позднее 30 сентября в системе "Честный знак" должны зарегистрироваться все, кто участвует в обороте обуви, подлежащей маркировке: производит ее, импортирует, продает оптом, в розницу, а также посредством комиссионной торговли. Те, кто участвовал в эксперименте по маркировке обуви, автоматически считаются зарегистрированными в системе, им лишь нужно подать при необходимости недостающие сведения или актуализировать имеющиеся (срок тот же, не позднее 30 сентября).

В течение 30 дней после регистрации нужно подготовить собственное оборудование к взаимодействию с системой "Честный знак" и направить оператору заявку на прохождение тестирования. Понадобятся 2D-сканер штрих-кода для считывания кода Data Matrix, принтер для печати этого кода. При необходимости нужно обновить прошивку онлайн-кассы.

В течение 60 дней со дня готовности оборудования протестировать информационное взаимодействие.

Направить оператору системы заявку на удаленный доступ к регистратору эмиссии кодов маркировки. Доступ начнут предоставлять с 1 октября.

С 1 марта 2020 года в обязательном порядке маркировать обувь и направлять сведения в систему "Честный знак" (по желанию - с 1 октября текущего года).

Обувь, которая будет приобретена за рубежом до 1 марта 2020 года, а ввезена после этой даты, потребуется промаркировать до 1 апреля 2020 года.

Не нужно регистрироваться в системе организациям и предпринимателям, которые покупают обувь не для перепродажи.
Что предлагает СКБ Контур для выполнения требований закона?

Предложение для тех, кто хочет выполнить требования закона с 1 июля 2019 года - Контур.Маркет на тарифах «Базовый» или «Оптимальный» и тарифный модификатор «Маркировка», а также Контур.ОФД с тарифным модификатором «Маркировка». В дополнение к выгодам Маркета Вы получаете возможности в «Маркировке»:

  • передачу данных о продаже табака на кассе через ОФД в ИС Мониторинга;

  • удобный интерфейс Контур.Маркета, в котором можно уже сейчас вести товароучет табака как и любого другого товара. Также можно уже сейчас принимать электронные накладные на табак от поставщика, как только он будет готов их присылать (без возможности корректировок);

  • возможность в любой момент докупить пакет исходящих документов для полноценного исходящего документооборота с поставщиком, как только тот будет готов.